Насколько опасна глазная мигрень

Признаки

В переводе с греческого языка «скотома» значит «темнота». Офтальмологи этим термином называют слепое пятно, находящееся в центральном поле зрения.

Оснований для возникновения таких пятен несколько. Одно из них – глазная мигрень, когда темные участки появляются из-за чрезмерной возбудимости клеток, находящихся в головном мозгу.

Симптомы:

• больной видит мигающие яркие и черные пятна;

• изображение раздваивается;

• на некоторое время человек слепнет;

• начинается светобоязнь, трудно выносить даже обычный свет;

• головокружение, больного подташнивает.

Неприятные ощущения появляются сразу в обоих глазах. Это говорят о том, что первопричина патологии расположена не в яблоках, а в центре управления зрением – мозге.

Один из диагностических признаков мерцательной скотомы – фосфены. Так называются появляющиеся в темноте маленькие светящиеся пятнышки и полосы. Они складываются в сложное образование с нечеткими границами.

Черные участки могут передвигаться, меняться в размере и объемах. Если они достигнут центра, зрение практически исчезает. Когда скотомы оказываются на периферии, способность видеть частично восстанавливается

Обычно приступ болезни длится несколько минут и сопровождается сильной головной болью. Иногда она возникает уже после того, как зрение восстановилось. У людей с настоящей мигренью мерцательная может спровоцировать ее приступ.

Предпосылки возникновения

Боль провоцируется:

• плохим ночным сном;

• хронической бессонницей;

• изменениями в гормональном фоне;

• акклиматизацией;

• нехваткой в воздухе кислорода;

• отравлением медицинскими препаратами.

При наследственном развитии заболевания первый приступ происходит еще в подростковом возрасте. Подросток с диагностированной скотомой ставится на учет к невропатологу.

Группа риска:

• жители больших городов;

• работающие за мониторами более 8 часов в сутки;

• женщины в предклимактерическом состоянии;

• подростки в переходном возрасте;

• люди с заболеваниями обмена веществ, в том числе сахарным диабетом;

• женщины, вынашивающие ребенка;

• люди с хрупкой нервной системой, склонные волноваться из-за мелочей.

Постановка диагноза

Как только возникли симптомы глазной мигрени, нужно обращаться сразу к двум врачам: окулисту и невропатологу. Для выявления болезни потребуется пройти много исследований. Сначала офтальмолог осмотрит глаза, чтобы удостовериться, что причина проблемы скрывается не в них. Невропатолог выдаст направление на томографию головного мозга, УЗИ сосудов головы и шейной области.

Какое предлагается лечение

В подавляющем большинстве случаев боль проходит уже через 5-10 минут без какого-либо медикаментозного лечения. Нужно только принять меры безопасности:

• остановить машину;

• прервать работу с механизмами;

• спуститься с высоты.

Необходимо принять меры к расслаблению. Для этого нужно лечь, закрыть глаза и побыть в тишине и сумраке некоторое время. Рекомендуется выпить чашку ромашкового чая, принять теплую ванну.

Лечение назначает врач. Специалист выпишет медикаменты для расширения сосудов головы и расслабления нервной системы. В их число входят обычные валерьянка и бромсодержащие лекарства.

Если приступ длится аномально долго, рекомендуется положить в рот таблетку валидола или нитроглицерина. При сильной боли можно принять анальгетик.

Предупреждение приступов

Лечить нужно не глаза, а основную болезнь: диабет, заболевания сосудов головы и шеи, нервную систему. Чем спокойнее и размереннее жизнь, тем реже будет давать знать о себе глазная мигрень.

Необходимо:

• ежедневно высыпаться;

• привести в соответствии с нормой режим труда и отдыха;

• чаще бывать на природе;

• подружиться с физкультурой;

• ввести в рацион легкие диетические блюда.

Речные и морские купания, прогулки пешком, в том числе скандинавская ходьба, укрепляют организм и улучшают состояние нервной системы.